Второй режиссёр

Второй режиссёр

Второй режиссёр — уникальный профессионал, человек-оркестр, отвечающий на съёмочной площадке практически за всё:

  • организацию и планирование съёмочного процесса;
  • дисциплину актеров и всех участников съёмки;
  • размещение, питание, выполнение райдеров и капризов ведущих актёров;
  • поиск и выбор мест для съёмок в соответствии со сценарием;
  • налаживание отношений между продюсерами и режиссёром.

Впервые оказавшись на съёмочной площадке, люди могут принять второго режиссера за самого главного. Он, как правило, заметен сразу, так как стоит в центре площадки и громко командует всеми по рации или мегафону: «Все по местам! Занять исходные позиции! Тишина на площадке! Камера? Звук? Отмечаем дубль! Начали!»  На английском языке профессия второго режиссёра справедливо называется 1st AD - First Assistant of Director  – Первый ассистент режиссёра. Ведь именно он даёт импульс съёмочному процессу и обеспечивает его организованность, непрерывность и интенсивность.

Вспомните недавний сериал Валерия Тодоровского «Оттепель» и колоритный образ второго режиссера — Регины Марковны, которая была для всех мамкой, нянькой (в том числе, для режиссера) и решала все производственные, технические, административные и бытовые вопросы. Одним словом, капитан корабля под названием «КИНО».

Второй режиссёр создаёт условия для комфортной работы режиссера и оператора.  Из хаоса и беспорядка, образованного большим количеством людей и техники, он организует чёткий порядок и творческую атмосферу, без которых невозможно проведение съёмок. То есть, каким-то немыслимым образом сочетает несочетаемое. Только он один знает: где сегодня проходят съёмки, какие эпизоды снимают, какие актеры заняты, когда будут готовы декорации и реквизит. Он как полководец сводит в нужное время в нужном месте человеческие и материальные ресурсы. Придя в павильон, режиссер-постановщик спрашивает второго режиссера: «Что мы сегодня снимаем?»

Второй режиссёр – это правая рука режиссера-постановщика, работающий на стыке двух граней — творческой и продюсерской. Его цель — воплотить в реальность творческие замыслы режиссера, не выходя за рамки бюджета фильма и производственных возможностей киностудии.

Ответственность второго режиссёра распространяется абсолютно на всё. Если оператор только снимает кино, звукорежиссер — озвучивает, актеры — играют роли, то есть каждый занят исключительно своим делом, то второй режиссёр отвечает за всех и за всё! Довольно часто о нем говорят: второй режиссер — не второй режиссер, а скорее, ГЛАВНЫЙ режиссер в любом проекте. Второй режиссер отвечает за все оплошности производственных отделов.

У второго режиссера, как у волшебника, не бывает ответа: «Нет». Но есть ответ: «Да, дайте пять минут подумать». Как показывает практика, почти ничего невозможного для второго режиссера не бывает. Хотя ситуации бывают всякие: пробки на дорогах, неожиданные болезни,  беременности ведущих актрис.

Объём информации, которую приходится держать в голове второму режиссёру, огромен:

  • в какую смену какие актеры снимаются;
  • какой реквизит используется в каждой сцене;
  • какие костюмы и когда следует надевать;
  • когда кому гримироваться;
  • каким образом осуществляется компьютерная графика.

Профессионализм второго режиссера считается высочайшим в том случае, если в момент приезда режиссера-постановщика на съемки свет выставлен, камеры стоят, реквизит готов, актеры помнят свой текст и готовы к репетициям или съёмке. Режиссёру-постановщику остается выпить чашку кофе и дать команду к началу съёмок.

Особенности профессии

На съемках главная задача второго режиссера — полностью оградить режиссера-постановщика от производственных проблем. У него другие задачи – творческие.

Съёмка фильма происходит в два периода: подготовительный и съёмочный.

Полный набор функциональных обязанностей второго режиссера:

  • организация фото- и кинопроб актеров;
  • проведение предварительных репетиций;
  • выбор мест натурных съёмок;
  • руководство массовками;
  • участие в подборе и выборе актеров на главные и эпизодические роли, групповые сцены;
  • организация съёмочного процесса;
  • создание второго плана;
  • участие в разработке сметы на все периоды съёмки фильма: режиссерских разработок, подготовительного периода, непосредственно съёмочного процесса;
  • контроль за выполнением съемочной группой творческого замысла режиссера-постановщика;
  • создание условий для производства кинофильма на высоком художественном уровне;
  • разработка Календарно-постановочного плана и генеральной сметы;
  • участие в создании и защите  проекта создания фильма;
  • составление актерского графика и контроль за дисциплиной;
  • подбор интерьера, реквизита, иконографического материала для съёмок;
  • рациональное расходование средств генеральной сметы;
  • подготовка графика съёмочных сцен с целью непрерывного процесса производства фильма;
  • организация просмотра и обсуждения отснятого материала;
  • участие в дублировании, сокращении и монтаже фильма;
  • создание рекламных роликов к фильму;
  • участие в озвучивании фильма, записи музыки.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

Слава, признание, успех, творческая составляющая профессии, высокий уровень оплаты труда, востребованность профессии, её высокий престиж.

Минусы:

  • Ненормированный рабочий день;
  • разъездной характер работы;
  • необъятный объём работ;
  • высочайший уровень ответственности за результаты работы других людей;
  • нервная работа;
  • карьеру удаётся сделать единицам.

Место работы

Кинокомпании, киностудии, рекламные компании.

Важные качества

  • Коммуникабельность;
  • умение сосредоточиться одновременно на нескольких задачах и объектах;
  • внимание к мелочам;
  • педантичность, склонность к порядку в делах;
  • умение находить выход из трудных ситуаций, авралов и форс-мажоров;
  • способность импровизировать, так как ни на одной съёмке не бывает, чтобы всё шло по плану;
  • стрессоустойчивость;
  • умение найти подход к разным типам творческих людей с яркой индивидуальностью;
  • психотерапевтический подход по налаживанию отношений внутри большого коллектива;
  • лидерские способности;
  • широкий кругозор;
  • творческое воображение.

Второй режиссер должен конкретно знать, чем занимается каждый работник на съёмочной площадке, какие ресурсы и средства ему нужны для качественной работы и сколько времени это займет.

В целом, это люди с амбициями, авантюристы, живущие вне правил, движущие эту жизнь, делая ее интересной и неожиданной.

Где учиться на второго режиссера

  • В Высшей школе журналистики при ВШЭ существуют специальные курсы «Введение в кинопроизводство. Второй режиссер», которые дают представление об обратной, конкретно-производственной стороне кино.
  • Московская школа нового кино. Факультет вторых режиссеров.
  • Студия «Свободное кино». Киношкола вторых режиссеров.
  • Имеются также курсы: Высшие курсы кино и телевидения ВГИК им. С.А.Герасимова
  • Мосфильм. Курсы вторых режиссеров. Обучение бесплатное, но с отработкой по окончании курса на площадке. Длительность курса 6-8 месяцев. Набор осуществляется для производственных нужд «Мосфильма».
  • Но лучше всего получить сначала базовое образование во ВГИКе — Всесоюзный Государственный Институт Кинематографии в Москве на режиссерском факультете.
  • Московский Государственный университет культуры и искусств, Театрально-режиссерский факультет.
  • Институт современного искусства. Факультет режиссуры кино и ТВ.
  • Российский университет театрального искусства ГИТИС. Режиссерский факультет.

Оплата труда

Гонорар второго режиссера за один кинопроект может достигать 500 тыс. руб.

Ступеньки карьеры и перспективы

Вторым режиссером можно стать, пройдя несколько ступеней ассистента режиссера. Как правило, дальнейшая карьера второго режиссера складывается в продюсерском направлении. Как говорят, «самый лучший продюсер - бывший второй режиссер». А в целом, слава, успех проекта, всеобщее признание и награды – это и есть удачная карьера второго режиссера, для достижения которой необходимы талант, упорство и трудолюбие.

Интересные факты

Курсы "Второй режиссер" представляют собой практический курс, в рамках которого преподают не только основы профессии второго режиссера, но и азы профессий всех участников съёмочного процесса — режиссера-постановщика, продюсера, оператора и т. д. Каждый обучающийся сможет поработать с литературным произведением: от авторского текста — к сценарию, который затем будет разложен на все производственные этапы.

В результате обучения, получив необходимые навыки, студенты могут стажироваться на реальных съёмочных площадках, а впоследствии работать в индустрии кино- и телепроизводства на позиции второго режиссера.

Программа курсов включает в себя все этапы съёмки фильма — подготовительный и съёмочный периоды, а также правила составления документов по кинопроизводству:

Эффективная организация работы подготовительного периода:

  • работа над сценарием;
  • кастинг;
  • подбор объектов, декораций, реквизита;
  • постановка задач перед цехами;
  • планирование.

Управление съёмочным процессом и коллективом:

  • организация съемочного дня, вызывной лист, тайминг;
  • типичные проблемы на съемочной площадке, способы их решения;
  • векторы отношений в коллективе, подчинение и субординация.

Составление основных кинопроизводственных документов:

  • режиссерский сценарий;
  • брейкдаун;
  • календарно-производственный план;
  • вызывной лист;
  • отчет по таймингу;
  • производственный отчет с площадки.

 

Автор статьи: Флюра Ягофарова


Отзывы

  • Martin Iden
    "На стыке двух граней — творческой и продюсерской" - это для второго режиссера просто непрофессионально. В творчество он лезть не может, так как это прямой плевок в лицо Режиссеру Постановщику, если Второй начнет лезть в творчество, за ним полезут все остальные, включая крафтушку и хлопушку, что прямо повлияет на настроение творческой группы и на финальный продукт.

    Так же, Второй никогда не влезает в актерский департамент, это прямая работа Режиссера Постановщика, ведь актеры - самая опасная субстанция на площадке, поэтому, хороший второй с ними лишний раз не разговаривает (и другим не разрешает), ибо спугнуть их настроение очень легко, а ввести в него снова - не Второго ума дело.

    Размещение, питание, выполнение райдеров и капризов ведущих актёров - это уже хамство со стороны автора статьи. Размещением и питанием занимается администрация площадки, и если влезть в её работу, то хороший администратор пошлёт куда подальше (еще и в рацию).

    Выполнение райдеров и капризов актеров занимается менеджер по актёрам, который даже приезжает на площадку не в составе реж группы, а в составе актерской (у хорошего второго это разное время). У меня создаётся ощущение, что автор работал на площадке состоящей только из четырех человек максимум, или не работал вообще.

    Дальше, "У второго режиссера, как у волшебника, не бывает ответа: «Нет» - Хороший второй обязан уметь говорить нет, говорить это весомо, грубо, зримо. Какое к черту волшебство. "Да, дайте пять минут подумать" - бред. Пять минут для второго это целая вечность, роскошь. Ответы нужно давать молниеносно, думать не нужно - нужно знать.

    "капитан корабля под названием «КИНО» - снова не туда, ибо КАПИТАН на площадке это все-таки Реж. Хороший Второй знает свое место, и является скорее боцманом - голосом команды для Режа и голосом Режа для команды.

    "какие костюмы и когда следует надевать" - если диктовать костюмеру "какие", то можно и вешалкой в табло получить. А вот про "когда" - верно.

    подбор интерьера, реквизита, иконографического материала для съёмок - бред. Этой работой занимаются соответсвующие департаменты и Режиссер. Второй конечно контролирует чтобы всё было. Но какого цвета папоротник в жопе у павлина и павлин ли это вообще - второму не важно. Творчеством занимается ТОЛЬКО Режиссер, алё гараж.

    рациональное расходование средств генеральной сметы - Второй никогда не лезет в смету, на это есть борд продюсеров, если вопрос денег встал на площадке, а исполнительный где нибудь в салоне красоты - то вопрос решается линейным. (Если линейный совсем тупой, то решается с подачи второго)

    участие в дублировании, сокращении и монтаже фильма - бред сумасшедшего, это делает исключительно Реж и Реж Монтажа.
    создание рекламных роликов к фильму - пхахахах, да, берёт и создает рекламу. Второй еще и маркетолог. Он и трейлеры режет, и сам на ютюб заливает, и просмотры накручивает и у кинотеатра в костюме медведя листовки раздаёт. И в Каннах статуэтку берет.
    участие в озвучивании фильма, записи музыки. - да, если вы не Джимми Хендрикс, то и вторым вам не бывать. Что за бред?

    В целом, это люди с амбициями, авантюристы, живущие вне правил, движущие эту жизнь, делая ее интересной и неожиданной. - я бы посмотрела на команду, если бы второй сказал "а насрать на вызывные, я ВНЕ ПРАВИЛ. эй бумщик, лови рацию! Авантюра началась". Второй Режиссер это ходячее правило. И нарушать он их не может. Неожиданность и Второй Режиссер - слова из параллельных вселенных. Второй ожидает все, всегда, ото всех.

    Половину от обязанностей второго, кстати, описанных выше выполняет его ассистент. Если ассистента нет в команде, бегите. Сегодня нет 2nd Ad завтра ещё и на принтере сэкономят. И локации порежут. И будете вы спать завернутыми в хромакей.

    amen 1st ad
    4

Другие профессии в разделе «Искусство (музыка, театр, кино, изобразительное искусство)»