Специалист службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов

Специалист службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов
Содержание
  1. Особенности профессии
  2. Плюсы и минусы профессии
  3. Место работы
  4. Важные качества
  5. Где учат
    1. Высшие учебные заведения гражданской авиации:
  6. Оплата труда
  7. Ступеньки карьеры и перспективы
  8. Терминология, интересные факты
    1. Сигналы оповещения, применяемые для сбора расчета АСК:

 

Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) гражданской авиации создана для проведения поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов. В своей работе эта служба тесно взаимодействует с другими аварийно-спасательными службами и выполняет следующие задачи:

  • разведка области, в которой произошла чрезвычайная ситуация;
  • поисково-спасательные работы в этой зоне;
  • эвакуация пострадавших людей, авиационной техники и ценного оборудования из зоны чрезвычайной ситуации;
  • проведение аварийно-спасательных работ - тушение пожаров;
  • спасение пассажиров и экипажей воздушных судов при авиационных происшествиях.

СПАСОП состоит из:

  • наземной поисково-спасательной группы, оснащенной специальным оборудованием и  подготовленным персоналом; 
  • координационного центра поиска и спасения, несущего ответственность за проведение поисково-спасательных операций в пределах зоны чрезвычайной ситуации и взаимодействие всех элементов  поисково-спасательной службы.

Аварийно-спасательные команды (АСК) в аэропортах состоят из штатных и нештатных формирований (расчётов). В штатный расчет входят непосредственно спасатели подразделения службы ПАСОП.

В нештатные расчеты аварийно-спасательной команды (АСК) входят:

  • пожарно-спасательное подразделение службы пожарной безопасности;
  • водно-спасательное подразделение;
  • медицинское подразделение на санитарном автомобиле с фургоном для оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
  • инженерно-авиационное подразделение;
  • подразделение службы перевозок;
  • подразделение аэродромной службы;
  • подразделение радиотехнического обеспечения;
  • подразделение специального транспорта;
  • подразделение службы авиационной безопасности.

Особенности профессии

Функциональные обязанности работников СПАСОП в случае авиационного происшествия зависят от занимаемой должности:

Руководитель аварийно-спасательных работ:

  • организовывает установление надежной связи с руководителем аэродрома или аэропорта и экипажем воздушного судна, терпящего бедствие, уточняет  дополнительные обстоятельства происшествия с целью координации действий аварийно-спасательной команды;
  • оценивает обстановку и достаточность аварийно-спасательных сил и средств, принимает решение о привлечении дополнительных сил и средств;
  • руководит действиями подразделений АСК;
  • организовывает опрос людей, оставшихся в живых, для получения достоверных сведений о происшествии;
  • организовывает охрану места происшествия;
  • регулярно докладывает о ходе аварийно-спасательных работ руководителю аэропорта;
  • находится на месте происшествия до окончания аварийно-спасательных работ и эвакуации воздушного судна с летного поля аэродрома.

Главный (ведущий) специалист по аварийно-спасательным работам:

  • Руководит работой подчиненных специалистов;
  • непосредственно контролирует выполнение норм, правил и конкретных задач по поисково-спасательному и аварийно-спасательному обеспечению полетов.

Спасатели на месте авиационного происшествия выполняют следующие виды работ:

  • открытие основных и аварийных выходов из самолета, потерпевшего бедствие, в случае необходимости - создание дополнительных выходов;
  • проникновение на борт воздушного судна, установка наземных или бортовых трапов либо других средств эвакуации;
  • спасение пассажиров и экипажа;
  • эвакуацияя потерпевших с воздушного судна;
  • участие в вентиляции салона воздушного судна после тушения пожара.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

Высокая оплата труда, престиж профессии

Минусы

Ответственность, опасность для здоровья и жизни

Место работы

Аэропорты и аэродромы гражданской авиации

Важные качества

  • способность к сосредоточению;
  • стрессоустойчивость и умение переносить длительное напряжение;
  • способность быстро принимать эффективные решения;
  • аналитический ум;
  • ответственность;
  • хорошая память;
  • пунктуальность;
  • помехоустойчивость внимания;
  • умение подмечать незначительные изменения в исследуемом объекте, в показаниях приборов;
  • ассоциативность мышления;
  • общее физическое развитие - выносливость, хорошая координация движений, сила;
  • быстрота реакции;
  • повышенная восприимчивость органов чувств - острота зрения и слуха, глазомер линейный, угловой, объёмный, динамический (способность оценивать направление и скорость движения предмета);
  • избирательность и развитый объём внимания, способность воспринимать одновременно несколько объектов;
  • общее физическое развитие - выносливость, хорошая координация движений, сила;
  • быстрота реакции;
  • общее физическое развитие - выносливость, хорошая координация движений, сила;
  • быстрота реакции;
  • умение работать в команде.

Для высшего командного состава аварийно-спасательной службы дополнительные качества:

  • стратегическое мышление;
  • способность организовать работу в условиях большого информационного потока, дефицита времени и разнообразия поставленных задач.

Где учат

Начальник и главные специалисты аварийно-спасательной службы должны иметь высшее образование по специальности 280102.65.01. «Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение гражданской авиации»

Высшие учебные заведения гражданской авиации:

  • Московский государственный технический университет гражданской авиации МГТУ ГА
  • Санкт-Петербургский государственный технический университет С-ПГТУ ГА
  • Ульяновское высшее авиационное училище (институт) УВАУ ГА
  • Иркутский филиал
  • Ростовский филиал

Оплата труда

Оплата труда специалистов этой сферы достаточно высокая и зависит от занимаемой должности, величины авиапредприятия. Зарплата специалиста находится в пределах от 80 до 120 тысяч рублей.

Ступеньки карьеры и перспективы

Специалист аварийно-спасательной службы может сделать вертикальную карьеру в своем подразделении: от простого до главного специалиста и начальника СПАСОП.

Терминология, интересные факты

Авиационными происшествиями считаются происшествия, связанные с использованием воздушного судна.

Авиационные происшествия подразделяются на катастрофы и аварии:

Катастрофа - авиационное происшествие, в результате которого произошла гибель или исчезновение  пассажиров или членов экипажа, получение ими телесных повреждений со смертельным исходом во время пребывания на воздушном судне, столкновения с какой-либо его частью или в процессе эвакуации с воздушного судна либо при исчезновении самолета без вести.

Авария - авиационное происшествие без человеческих жертв, в результате которого произошло повреждение или разрушение воздушного судна, а также серьезные телесные повреждения пассажиров или членов экипажа.

Чрезвычайное происшествие связано с использованием воздушного судна, техническим обслуживанием, ремонтом, хранением и транспортировкой, но не подпадающее под определение авиационного происшествия.

Аэродром - участок суши или водной поверхности, который предназначен полностью или частично для прибытия, отправления и движения воздушных судов.

Аэропорт – многофункциональный комплекс, который включает аэродром, аэровокзальный комплекс и другие сооружения, предназначенные для принятия и отправления воздушных судов, наземного обслуживания воздушных судов, пассажиров, экипажей, багажа, почты, груза и осуществления всех видов аэропортовой деятельности.

Бортовые аварийно-спасательные средства – это технические приспособления, функционально связанные с конструкцией воздушного судна, съемные средства и снаряжение, которые используются для спасения людей в случае возникновения и развитии аварийных ситуаций на борту воздушного судна.

Сигналы оповещения, применяемые для сбора расчета АСК:

«Тревога» - в случае, когда авиационное происшествие случилось внезапно и до ожидаемой посадки в аэропорту терпящего бедствие самолета осталось 30 минут.

"Готовность" - сигнал оповещения для аварийно-спасательной команды, когда до ожидаемой посадки воздушного судна, терпящего бедствие, остается более 30 минут;

"Отбой" - сигнал оповещения для прекращения действий во время аварийных ситуаций с воздушным судном, действий аварийно-спасательной команды, которые выполнялись по сигналу "Готовность" или  "Тревога" либо завершения аварийно-спасательных работ.

Международные радиотелефонные сигналы бедствия:

"МЕЙДЕЙ" – "MAYDAY": международный радиотелефонный сигнал бедствия, который передается в случаях, когда воздушному судну угрожает непосредственная опасность и ему необходима немедленная помощь;

стадия "Бедствие" – "DETRESFA": ситуация, при которой существует полная уверенность в том, что воздушному судну и людям на его борту угрожает серьезная опасность и требуется немедленная помощь;

стадия "Неуверенность" – "INCERFA": ситуация, которая характеризуется неуверенностью относительно безопасности воздушного судна и лиц, находящихся на его борту;

стадия "Тревога" – "ALERFA": ситуация, при которой существует угроза для безопасности воздушного судна и лиц, находящихся на его борту.

  • Оксана Запольская
    ФКУ"Уральский АПСЦ", Челябинская РПСБ авиационный спасатель 2 класса-зарплата 13 (тринадцать)тысяч рублей.
    4
  • Альмира Магданова
    согласен
    6
  • Анатолий Кабринский
    Хотел бы я увидеть специалистов службы ПАСОП с зарплатой 80-120 тысяч рублей!
    Столько даже начальники СПАСОП не получают. Реальная зарплата пожарного со статусом спасателя СПАСОП 15-20 тыс наших деревянных. Именно МИНУСом, а не ПЛЮСом является размер зп специалиста СПАСОП.
    22