Журналист данных (Data-журналист)

ПрофГид Обновлено 
Журналист данных (Data-журналист)

Журналист данных — это человек, который работает не с новостными поводами или явлениями, а использует сводки, отчеты, статистику цифр и другую справочную информацию. К открытию этого направления привело бурное развитие интернета и выкладывание в сеть массы статистических и других данных. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте. Профессия подходит тем, кого интересует рисование, русский язык и литература и информатика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Содержание:

Особенности профессии

Чтобы оставаться успешными и читаемыми, современные СМИ не могут просто сообщать новости, так как источником стало слишком много. В ближайшем будущем журналисты будут получать гонорары не за публикацию каких-то новостей, а за обдумывание и «перевод» на общепонятный язык «сырой» информации.

Как узнать, подходит ли вам профессия «Журналист данных (Data-журналист)»?
Пройти тест
Тест на профориентацию

Многие, особенно иностранные СМИ уже сейчас работают со статистическими показателями. Это явление получило название «журналистика данных».

  • Начни учиться сегодня, оплатишь потом!
    Начни учиться сегодня, оплатишь потом!
    XYZ SCHOOL — лидер в геймдев обучении, скидки до 45%. Уникальное предложение.
  • Курсы SkillBox
    Курсы SkillBox
    Скидка 60% на профессии и 50% на курсы Skillbox по промокоду "prof"

Главной особенностью нового направления стал принцип построения материала не вокруг какой-то новости или явления, а вокруг справочного материала, статистических цифр, отчетов и сводок.

В дата-журналистике цифры говорят сами за себя, это главное. Так называемые data-журналисты не перелопачивают текстовый контент или потоки информации, а скурпулезно перерабатывают, накопленные государством, базы. Например, статистика, государственные контракты, бюджет.

Читайте также
Профгид
Профессия «Аналитик»
  • Весенние скидки в ИПО до 40%!
    Весенние скидки в ИПО до 40%!
    Государственный диплом. Рассрочка от института и индивидуальные скидки. Ведется набор студентов.
  • Начни учиться сегодня, оплатишь потом!
    Начни учиться сегодня, оплатишь потом!
    XYZ SCHOOL — лидер в геймдев обучении, скидки до 45%. Уникальное предложение.
  • Курсы SkillBox
    Курсы SkillBox
    Скидка 60% на профессии и 50% на курсы Skillbox по промокоду "prof"

Плюсы и минусы профессии

Главным недостатком направления работы СМИ стала слишком большая закрытость, как частного бизнеса, так и государственных структур. Второй недостаток – неумение российских журналистов работать с цифрами, анализировать статистику и т.д.

Обрабатывая даже самые точные статистические показатели, редакция может их исказить при выносе рекомендаций и выводов. Даже подбор изначальных цифр не остается нейтральным процессом, так как требуется вынести редакционное решение. А значит, в этом деле всегда нужно видеть четкую границу между расчетами и мнениями.

В этом направлении журналистской работы текст – не главное. Основное здесь – совершенно иная подача материала. Информацию из цифр трудно насытить эмоциями, но она намного более наглядна и здесь уже все держится на таланте инфографика. Благодаря его трудам один график или картинка могут стать намного более информативными или наглядными, чем многостраничный текст. И это несомненный плюс профессии.

Плюсы:

  • творческий статус работника;
  • путешествия;
  • часто свободный график работы;
  • доступ к закрытым источникам информации;
  • возможности для самореализации;
  • участие в мероприятиях с известными лицами.

Минусы:

  • ненормированный рабочий день;
  • психологические перегрузки;
  • нередки работы в режиме «аврал».

С развитием журналистики данных, государственные структуры стали более открытыми, их базы предоставляются для анализа журналистам.

Важные качества

В современных условиях все более увеличивающегося потока информации как никогда важно, чтобы журналисты разбирались в технике дата-журналистики. Она должна быть в пакете навыков сотрудника, будь то изучение теории, как работать непосредственно с данными или прямое сотрудничество с тем, кто умеет это делать.

Журналистика данных делает актуальной программу подготовки профессионалов-журналистов, владеющих всеми необходимыми инструментами и навыками, а также обязывает знать и понимать возможности визуализации информации. Овладев всем инструментарием, журналист будет уверенно создавать материал в разных форматах, самым сложным из которых остается инфографика.

Обучение на Журналиста данных

В России нет специальных факультетов по дата-журналистике. Однако, Высшая школа экономики ввела магистерский курс «Журналистика данных», на который могут поступить выпускники бакалавриата журналистских специальностей.

Преобразование медиапространства стимулировало модернизацию старых и появление новых специальностей. В web-среде распространяется все большее количество машиночитаемых текстов, в том числе в виде данных, открытых для всех (Open data). Также получило распространение множество программ, позволяющих легко и быстро манипулировать значительным количеством разных типов информации.

Студенты Магистерской программы приобретут знания и навыки, которые помогут им добывать большие массивы информации, осуществлять их эффективный поиск, фильтрацию, обработку и анализ для последующего оформления полученных выводов в виде интересного текста или инфографики.

В обучение входит получение навыков в организации стартапов в медийной сфере на открытых данных.


Вузы

Место работы

Специалисты в области журналистики данных в ближайшее время будут востребованы в каждом крупном издании, будь оно бумажное и интернет-издание. Причем, востребованы они будут и в России, и за рубежом.

Успешных стартапов много и следует понимать, что дата-журналистика находится на пересечении двух важных направлений — собственно журналистики, представители которой точно знают, что нужно читателю, способны ясно отражать все, что необходимо аудитории. С другой стороны — это технологические моменты, которые основаны на навыках программирования, работе с базами данных, малыми и большими открытыми данными и др.

Все темы, находящиеся  на стыке, становятся не только направлением профессионального развития, но и тематиками новых стартапов и коммерческих проектов.

Оплата труда

Наиболее распространенная оплата труда журналиста:

  • фиксированная (повременная);
  • гонорарная – сдельная.

Каждая оплата может применяться в зависимости от редакционной политики. Чаще всего, СМИ используют и ту, и другую системы одновременно. Штатные работники получают оклад и гонорары за подготовленные материалы.

Критериями качества труда журналиста считаются:

  • креативность;
  • эксклюзивность;
  • оперативность;
  • актуальность;
  • инициативность по  разработке темы;
  • глубина раскрытия темы;
  • интересность;
  • важность поднятого вопроса;
  • легкая читаемость текста;
  • качество фотоснимков;
  • стиль написания.

Зарплата журналиста данных (data-журналист) на апрель 2024

Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.

Россия 30000—76000₽
Москва 55000—97000₽

Карьера

Карьера журналиста чаще начинается с внештатного корреспондента, затем редактор рубрики, начальника отдела, выпускающий редактор. Вершина карьеры – главный редактор СМИ.

Сначала журналист данных работает на имя, а вскоре имя начинает работать на него. Карьерная лестница может стать совершенно иной. Все зависит от амбициозности  и таланта специалиста.

Профессиональные знания

Специалист в области журналистики данных должен  обладать  аналитическим мышлением, навыками математического и статистического анализа и умением обрабатывать полученные цифры. Журналист обязан владеть программами:

  • Excel;
  • Google Docs;
  • IBM ManyEyes;
  • Wordle;
  • Planning Tools от Google;
  • Office Reports

Однако, в России пока единицы журналистов обладают умением, необходимым для работы в этой области. А такие сотрудники редакций должны уметь прекрасно работать с материалами и ориентироваться в них с завязанными глазами.

Есть техническая статистика, а есть мастера художественного слова. Журналистика данных объединяет их и словно наводит между ними мосты.

Примеры компаний с вакансиями журналиста данных (data-журналист)

  • Директор по маркетингу и PR
  • Маркетолог/менеджер по маркетингу
  • PR-менеджер
  • Менеджер по работе со спонсорами
  • Ведущий менеджер по связям с общественностью и GR
  • Инженер (системы обработки и хранения данных)

Материал может содержать рекламу. Информация о рекламодателе по ссылкам в статье.