Вот, я наверно, самый трудный у вас клиент

На вопрос отвечает Эльмира Давыдова, директор центра профориентации «ПрофГид», кандидат психологических наук, консультант по карьере и профориентации.

 

По-настоящему трудные клиенты так про себя не думают. Они думают про себя, что с ними все в порядке. И только заплати Давыдовой денег - и она все сама сделает. По-настоящему трудный клиент тот, кто ждет Деда Мороза, сам не готов пройти трудным путем размышления, он готов лечь на носилки, чтобы кто-то другой внес его на вершину счастья и успеха. Это такая невротическая личность, боящаяся жизни и борьбы с собой и обстоятельствами. Еще тип трудного клиента - человек, не привыкший к умственному труду, к физическому труду.

Еще один тип человека - человек без энергии. Он вялый.Может, это от болезней. Но я полагаю, что был в воспитании этих людей какой-то дефект. Некий "гвоздь" сидит в душе и мешает хотеть и мешает чувствовать свои чувства, отличать их от слов других людей, всерьез принимать свои чувства. Я про это подробнее напишу в книге "Как помчочь ребенку выбрать профессию".

Еще один тип человека трудного - это жена богатого человека, ей работать не нужно, хорошего образования у нее нет, но диплом какой-то есть, профессии нет. Но ей, как и всем остальным людям, нужен смысл жизни. Она полагает, что именно профориентация даст ей смысл и цель. Скажу так, не открывая большого секрета: смысл порождает сам человек, а цель рождается из смысла. Вот над целью я готова работать с человеком. Но смысл в его жизни я могу только обнаружить, а дать не могу. Пример. Бывает, что человек сам про себя думает, что его дело - заниматься помощью людям. Я обнаруживаю, что его ценности другие: ему нужно не помогать людям, а жить в согласии с природой, возделывать землю, сажая растения, общаться с животными, не особенно встречаясь с людьми. И когда я обнаруживаю вот этот вот смысл, то человек испытывает прилив сил, энутзиазма. Но у этого человека не было внутренней вялости, он был заблудившимся, да, но он не был ни ленив, ни нелюбопытен, ни паразитарен, ни поверхностен. Но он часто ориентирован на мнение своего клана, социального слоя, группы. В этой группе неписаное правило (или белым по белому написаное) работать надо в престижном месте, и это главное. И вот это вот предписание, идущее от группы, может быть таким сильным - что человек не находит в себе сил с ним побороться, за свое счастье побороться. Вы спросите: а разве это не относится к категории смыслов - то, что для него ценно работать в банке или в Газпроме? Я скажу так: да, относится. И тогда у него сшибка, столкновение смыслов: служить природе или работать в Газенефтехиме. Можно ли совместить? Можно. Надо искать, как совместить. Например, работать в конюшне нефтяной компании, в садах ее. В общем, поиск - это наше с клиентом дело. Вот чем мы занимаемся во время консультации. Это увлекательнейшая работа - поиск в поле смыслов человека. Иногда люди удивляются, как это я сделала:

Вы сделали чудо! Я "переварила" всю информацию, и просто поразилась, насколько точно Вы попали в мою настоящую "хотелку". Я думала, что мой интерес к эзотерике, к вопросам жизни и смерти (особенно к смерти) нельзя превратить в серьезную профессию. Я всегда стеснялась признаваться в этом и себе, и окружающим, и Вам поначалу тоже - представляете, на вопрос "какой круг ваших интересов" я скажу "феномен смерти". Шок!;) - ну может, Вас этим не напугаешь, но окружающих я пару раз так сильно испугала - видимо, чтобы сильно не окружали;) Как Вы вытащили из меня это признание? Поразительно! Я осознала, что противоречия-то на самом деле нет. При получении психологического образования все "потусторонние интересы" можно превратить в специализацию!;) Я абсолютно счастлива. У меня есть план. У меня есть цель. Большое человеческое Вам спасибо!

И я горжусь этим, когда мне говорят "вы будто бы не психолог, никаких психологических вопросов вы не задавали".

« Вернуться к ЧАВО


Задайте вопрос профориентологу

Пока комментариев нет. Будете первым!