Родители школьников в тревоге: всюду пишут, что теперешние профессии исчезнут, появятся другие.... И тогда... стоит ли сейчас на что-то нацеливаться? Неизвестно ведь, какие будут профессии! Имеет ли смысл профориентация?

Я говорю: да. Профориентация имеет смысл.

Почему она имеет смысл? Просто потому, что бабочка никогда не будет слоном, даже если для неё, для бабочки, это превращение оказалось бы практически очень выгодно. Например, слонам больше платят и они дольше живут.

Люди отличаются друг от друга достаточно сильно

Если человек не родился инженером, он может выучиться в техническом вузе? Может. Но он никогда не станет успешным инженером. Чтобы это мочь и чтобы отдаваться всем своим временем и душой инженерному делу — это надо иметь инженерные мозги, не просто пятерку по математике и физике.

А кем же такой человек может быть? А вот это надо искать. Это делает профориентация. Не думайте, пожалуйста, что профориентация кем-то ангажирована, что она служит интересам правительства каким-то таким вот прямым и незатейливым способом: нужны агрономы — пожалуйте всем классом в деревню.

Нет, так не честно и так делать нельзя и, по-моему, никто так не делает. Кстати, это вредно и экономике страны. Это всем вредно: и самому человеку, и его детям и родителям. Потому что на образование человека тратятся огромные деньжищи и куча времени.

Профессии живут гроздями

Есть инженерная гроздь, гуманитарная, биолого-химическая, химико-физическая, художественная, бизнес-гроздь, спортивная, медицинская, сервисная. В каждой грозди есть множество виноградин. Это профессии. Переход из одной виноградины в другую в одной грозди возможен. Например, если человек получил лечебное медицинское образование, то ему через довольно недлинную переподготовку можно перейти из одной врачебной профессии (лор) в другую (офтальмолог).

Но возможен ли переход из одной грозди в другую? Это бывает не полностью исключено, Но ооочень затруднительно. Вот представьте, что человек выучившись на психолога или искусствоведа теперь жалеет, что он не врач.

Переходы из других гроздей почти невозможны в такие професссии, как врач, инженер, программист, физик, химик, фармаколог, генетик, биохимик, художник, музыкант.

Почему я говорю «почти»? Потому что это не запрещено, но мало кто из взрослых может позволить себе дневное обучение в течение 8 лет или мало у кого хватит сил на точные и естественные науки. Так что с точными и естественными поосторожнее. Отвергать их нужно очень обоснованно.

Человеку в 17 лет нужно понимать, в какую гроздь ему войти.

Кстати, в переводе на латинский гроздь — это кластер.

Звучит солидно. Надо школьнику понять, в какой кластер ему поступить.

Что же касается так называемых профессий будущего — это, по сути и как правило, сегодняшние профессии, но только с новым инструментарием (как правило, электронным оборудованием, которое очень много позволяет делать)

Вот врач. Он дальше будет ставить диагнозы и лечить. Ему в этом очень сильно поможет искусственный интеллект и всяческая техника. Исчезнет ли врач как таковой?

Нет. Но ему придется все время учиться новому. Но ведь это весело — учиться новому!

И даже если его, врача этого, назовут по-новому, всё равно он будет врач. Правда, некоторые виды практики минимизируются. Например, врач-анестезиолог. Он будет работать с точнейшими электронными приборами, подбирающими количество вещества тому или иному пациенту во время операции. Но даже если машина сама будет вещества подбирать, анестезиолог станет кем-то из реаниматологов. В том же кластере он останется. Может быть, оператор техники сможет заменить врача? Я уверяю вас, что нет. Он не знает многого из медицины. Вот что легче освоить: врачу технику или инженеру врачебное дело? Думаю, что первое быстрее достижимо.

А в какие кластеры переход более легкий?

В бизнес, в сервис, в управление. Не сказала бы я , что в гуманитарные профессии такие уж легкие по сравнению с физикой. Зависит от склада ума. И вот этот самый склад на профориенатции и вскрывается.

Есть три способа выбрать профессию

Сердцем, головой и пойти за всеми в стаде.

Не надо в стаде. Не надо только головой. Сердце обязательно подключайте. Только головой в этом деле думать опасно. Голова всего знать не может и даже предположить не может, что будет через 20 лет. Но сердцем вы понимаете, что вы хотите работать с числами, с железяками или с детьми. Это только сердце знает. А профориентация назовет вам направление обучения не по суровой прагматике, а с учетом и сердца, и ума. А с толпой идти никогда не надо, никогда.