От первого лица: Философ-практик

Обновлено 

Сегодня с нами делится опытом кандидат философских наук, психолог, выпускник факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Ричардас Норвила Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Открытие личной философии – это открытие бесконечности внутри нас

Ричардас Норвила – Индивидуальный Философский Семинар

Ричардас Норвила – кандидат философских наук, известный композитор, практикующий психотерапевт, автор книг «Рваная Тишина» и «Философский Дневник». Не так давно им был разработан новый оригинальный метод работы с человеческими проблемами – индивидуальный философский семинар.  Именно это и стало темой нынешнего интервью.

В чем суть твоего метода и в чем его уникальность?

Любая форма гуманитарной практики, частью которой является психотерапия, всегда возникала в определенное время и давала ответы на определенные актуальные и наболевшие вопросы своего времени. Посмотрим на психоанализ и юнгианскую психологию. В первом случае это проблематизация табуированных зон – сексуальности и панэротизма. В случае же психологии Юнга  глубинное самопознание становилось чем-то общедоступным, не каким-то закрытым тайным знанием. Но время идет, и все меняется. Мне кажется, что сегодня психотерапия в целом как форма лечащей коммуникации потеряла свою актуальность, потому что степень информативного хаоса достигла на данный момент своего абсолютного предела. И если, как в классической психотерапии, разбираться с собственной личностью с позиций чувств, ощущений, чувств в межличностном пространстве, то эта ситуация предполагает, что мир вокруг более-менее понятен и стабилен, и человек имеет возможность заниматься личным утонченным анализом собственной  чувственности. Сегодня мы переживаем информативный хаос, и человеку может быть в некотором смысле не до себя, поскольку главная потребность (может быть, не каждым человеком осознаваемая) – как-то сориентироваться в том, что происходит вокруг. А это очень сложно. В ХХ веке человек жил в понятном мире. Существовала Холодная война, и человек занимал какую-то позицию по отношению к неким таинственным и незримым баррикадам.  Сегодня же все меняется настолько быстро, что понять происходящее в политической и экономической сфере практически нет никакой возможности. Это одна сторона дела. Другая сторона заключается в том, что человеку, чтобы заниматься самопознанием, недостаточно вглядываться в собственную чувственность или проблематику отношений между людьми. Важно, чтобы у человека была определенная ведущая идея, вокруг которой человек может строить свою жизнь.  Получается, что в индивидуальном философском семинаре я напрямую со своим собеседником психотерапией не занимаюсь, даже если запрос его носит психологический характер. Я помогаю человеку  осмыслить  его ситуацию в мире исходя из его личного опыта, не обращаясь к коллективным штампам и коллективным моральным принципам.

  • Начни учиться сегодня, оплатишь потом!
    Начни учиться сегодня, оплатишь потом!
    XYZ SCHOOL — лидер в геймдев обучении, скидки до 45%. Уникальное предложение.
  • Курсы SkillBox
    Курсы SkillBox
    Скидка 60% на профессии и 50% на курсы Skillbox по промокоду "prof"
  • Весенние скидки в ИПО до 40%!
    Весенние скидки в ИПО до 40%!
    Государственный диплом. Рассрочка от института и индивидуальные скидки. Ведется набор студентов.

Итак, ты считаешь, что в условиях нестабильного мира классическая психотерапия себя изжила.

Я считаю, что это так. Возьмем очень простую вещь. Если я спрашиваю человека о его вере и убеждениях, то тут, понятно, в качестве ответа будет некий штамп, ничего личного там не будет. «Надо делать добро», или «я верю в Бога». Получается, что это сумма определенных семплов, или образцов, которая исподволь управляет поведением человека, так как убеждения или принципы веры, лежащие в основе поступков и умозаключений человека, зачастую не являются зоной рефлексии. Они просто существуют. И получается, что они не являются результатом внутреннего процесса или внутреннего труда, который человек когда-то совершил, размышляя о том, что такое вера, и что такое лично его вера, его убеждения.

А какие гиганты тебя «подпирали» при разработке твоего метода?

Виттгенштейн,  Хайдеггер, Отто Гросс … Очень важный момент : философия живет не только в текстах, меня бесконечно вдохновляют великие произведения искусства, такие режиссеры как Фассбиндер, Веерасвтакул, Минь Лянь и музыка Койл, Муслимгауз, Мортона Фелдмана…

Для каких людей пригоден и продуктивен твой метод?

Индивидуальный философский семинар как метод коммуникативной практики далеко не у каждого человека вызовет резонанс и подойдет ему. Этот метод может показаться интересным таким людям, которые уже размышляли о философских проблемах, и у которых есть вопросы, на которые нет ответа. Это важный момент – необходимо определенное  развитие сознания. И самый минимум наличия рефлексии. Человек, который осознает себя в мире и может хотя бы до некоторой степени  аналитически подойти к своим потребностям, фантазиям и так далее. И также существует минимальная дистанция между переживаниями человека и тем, как он это видит. Человек же, который живет не на рефлексивной, а на рефлекторной основе и простодушно  реагирует  на разного рода раздражители (погода, курс валюты, головная боль), – это никак не клиент подобного метода. И именно индивидуальный философский семинар или философствование вместе может раскрыть способности к рефлексии, если они существуют в скрытом виде. Я думаю даже, что это доступно каждому человеку.

Я считаю. что философия не должна являться чем-то элитарным, хотя таковой она считалась всегда. Были определенные философы – Хайдеггер, Витгенштейн, Кант, Мамардашвили … Это люди, которые философствовали и оставляли после себя тексты, записи лекций и семинаров и т.д. Эти люди выступали как артисты оригинального жанра, если угодно. Существовал артист-философ и существовала публика. Даже если мы возьмем философские факультеты, то кого они готовят? Преподавателей в основном, а не философов. А я говорю – философия должна сойти с пьедестала и сказать «я доступна, я хочу жить среди людей. Я не являюсь орудием демиурга или гения. Я являюсь просто частью воздуха». Вот что я хочу сказать. На самом деле, когда я прогуливаюсь в парке, в Измайловском, например, я нередко вступаю в беседы с людьми старшего возраста с целью уточнить, - есть ли у этих людей философия – просто так, по ходу разговора. Люди пугаются этого вопроса. Кто-то говорит: «Я слишком стар для философии». А кто-то смотрит на меня непонимающе: «Что же ты несешь?»

«Я считаю, что каждый человек имеет право философствовать, и что если бы это произошло, то мир бы принципиально изменился. Не в том смысле, как нас учили классики марксизма в интерпретации русскоязычных текстов. Я имею в виду, что, если бы каждый человек философствовал, воздух был бы другим. Человек бы вдыхал и выдыхал иначе. Изменилось бы принципиально все. Поэтому моя скромная миссия – сподвигнуть к философствованию хотя бы небольшую группу людей.  Вопрос состоит в том, как должна происходить такая «инициация». Каждый человек имеет право иметь свою собственную философию и как-то её развивать. Но для индивидуального философского семинара нужна некоторая способность к диалогу. Это фундаментальное  требование к собеседнику, чтобы практиковать этот метод. Если человек интуитивно умеет вести диалог, слушать и т.д., то актуализировать и развить рефлексию значительно проще, – потому что человек может быть рефлексивным, но при этом абсолютно аутичным. Он может размышлять, но не умеет слушать и вести диалог. И тогда это пустой орех – скорлупа.

В чем суть практики индивидуального философского семинара?        

Суть практики – в том, что человек формулирует то, что его волнует, и мы вместе с ним смотрим, как можно с этим философски работать. Чем это отличается от классической психотерапии? Для классической психотерапии характерен вопрос: «Что вас беспокоит». А в контексте индивидуального философского семинара вопросы – «Что вас волнует, что вас вдохновляет, чем вы восхищаетесь». Очень важный аспект психотерапии – это чувственность во встречи между клиентом и терапевтом. Терапевт должен определенным образом прочувствовать, что же происходит с клиентом. Предметом классических терапевтических текстов на тему переноса и контрпереноса становится одна тема – взаимные манипуляции  терапевта и клиента. Такие игры контрпродуктивны для прозрения.

Индивидуальный философский семинар в этом смысле оставляет только один чувственный аспект: ведущий философ в этой диаде – должен быть человеком «теплым».  Философ не должен быть человеком высокомерным, он должен создать теплую атмосферу майевтики, чтобы в ней что-то могло родиться, если говорить языком Сократа, принимающим абсолютно любые, даже самые идиотские идеи со стороны клиента. Более того, – чем более странными являются эти идеи, – тем больше радости для философа, который с этим сталкивается.  В свое время философ Александр Моисеевич Пятигорский говорил: «Я коллекционирую интересных людей». Это очень важный момент. Я скажу, что индивидуальный философский семинар обязан способствовать тому, чтобы твой собеседник стал интересен тебе и интересен себе, чтобы вдруг эта ситуация интереса стала ощущаема и стала источником радости, радости познания через интерес. Не просто потому, что надо познавать мир, познавать по-школярски. Происходит радостное открытие себя, интереса к себе. Человек – это субстанция, способная на многое. Мы человека не лечим, мы его поднимаем.

Похоже, философ видит мир как-то иначе ? 

Для философа мир изначально подвижен, как калейдоскоп. Частицы – одни и те же частицы – перестраиваются и образуют совершенно разные рисунки. Для человека каждая минута философского разговора может быть открытием. Тонкие открытия, которые делают мир крайне многогранным. Человек, который увлекся мыслительным процессом понимания себя и мира, он может с легкостью избавиться от целого ряда псевдопотребностей, которые навязывает капиталистический способ производства: очень много зарабатывать, участвовать в карьерной гонке, иметь крутую тачку, жить в том, а не в другом месте,  три раза в год ездить в отпуск в какие-нибудь экзотические страны, дважды в неделю посещать эпиляцию … Когда человек открывает в себе философское измерение, для него прогулка в парке и наблюдение деревьев – простых деревьев, которые растут вокруг – может быть просто экстатическим переживанием. Или наблюдение причудливых красок на стене здания, мимо которых он проходил годами и этого даже не замечал. То есть, мир начинает «разговаривать» с человеком, когда человек начинает вести с ним диалог. Диалог становится чем-то более общим, главным содержанием жизни, если можно так сказать, и помощниками в этом диалоге могут выступить даже неодушевленные предметы. Чем в контексте психологии интересен индивидуальный философский семинар – так это тем, что тем, что человек действительно начинает разбираться со своей ситуацией с более широкой перспективы, философской перспективы. Говоря языком Виттгенштейна, он постоянно меняет аспект, точку и угол зрения на себя и себя в мире. Он сам  создает свой собственный контекст жизни,  в котором нет места для формулировки проблем как психологических.

В чем же ценность отказа от психологизации?

Дело в том, что  психологическая проблема говорит лишь о том, что энергия течет мимо меня, как река, а я выброшен из реки. Философская же ситуация – человек всегда находится внутри реки, что бы с ним ни происходило. Он даже осознанно генерирует этот поток.  Практическая коммуникативная психология строится лишь на одной оппозиции – «удовольствие – неудовольствие». А в индивидуальном философском семинаре оппозиция другая – «знание - незнание». Если я просто стремлюсь к знанию – к знанию и познанию себя, -  это означает, что я выпадаю из позиции «удовольствие-неудовольствие». Принцип удовольствия состоит в том, что человек стремится к забыванию себя, а принцип неудовольствия – хочу пребывать в сладком забвении – где же оно, верните!!!!  Этот маятник есть самая настоящая тюрьма.

У Борхеса, кажется, есть сюжет про заключенного, которому позволили нарисовать картину на стене тюремной камеры. Он нарисовал огромную поляну,  нарисовал реку, лодку. И когда надзиратель пришел звать его на обед, то увидел, что заключенный наносит последние штрихи на лодке, он в нее садится. Когда надзиратель открыл камеру, он увидел уплывающую лодку на стене. Задача индивидуального философского семинара, чтобы человек сам создал себе реку – реку познания, поток познания.  Он сам создаст себе мотивацию, а не будет  жертвой мотивационных битв корпораций.

Время идет, и философское наследие прошлого нуждается в новом толковании. Философия Платона сегодня звучит, как набор сказок. Она уже давно потеряла свою энергию. Возьмём Миф о пещере Платона, что реальность существует где-то, а мы видим просто ее отражение, как игру теней на стене пещеры. Это очень красивая, но трудно постижимая история. Любой человек должен заново для себя выстроить свою версию мифа о пещере, чтобы понять и прочувствовать его силу и смысл. Но здесь источником чувствования являются не чувства, а идеи. Идеи порождают чувства иного порядка – не спонтанные чувства, как это принято в традиционной культуре и практической психологии – любовь, ненависть и т.д., – а чувства более утонченные, как биполярный поток энергии.

По сути, индивидуальный философский семинар видит своей задачей открыть перспективы и научить человека видеть перспективы для себя,  причем, постоянно. То есть, человек начинает строить свое мировоззрение. Какое-то мировоззрение у человека, конечно, есть, но является ли он автором этого мировоззрения? Он бумага, на которой пишет кто-то – государство, социальная сеть, кто угодно. Человеку и мысль не приходит в голову сопротивляться этим сторонним агрессивным манипуляциям собственной судьбой. Чтобы сотворить личное мировоззрение нужна бодрость духа. А индивидуальный философский семинар поддерживает это состояние и позволяет человеку сказать, бодр он, или нет, спит он, или нет. Еще очень важный аспект – зловредный капиталистический способ производства, навязывающий такие ценности как потребление, карьера, и так далее, напрочь убивает в человеке романтическое и поэтическое отношение к природе. Именно из романтики и поэтики рождаются такие вещи как нежность к окружающей среде, понимание того, что такое природа, и так далее. Понимание того, что ты ходишь по Земле, и Земля – это огромная ценность. Она тебя носит, как ребенка, заблудившегося во Вселенной. Он ни на секунду не забывает о том, что он живет на Земле, о ценности Земли.

Спасибо большое за интервью. 

Беседу провёл Сергей Чернышев

Запись на Индивидуальный Философский Семинар:

+7(926)526-60-11

benzoishere@gmail.com

Встречи в Москве, также Скайп

Семинар возможен на литовском, русском, немецком и английском языках.

Факты моей биографии, имеющие отношение к данному проекту:

Родился в 1961 г. в СССР, с 1980 по 1983 - обучение на Философском факультете МГУ, с 1983 по 1986 - обучение на факультете Психологии МГУ, с 1992 по 1998 - обучение в институте К.Г. Юнга, Кюснахт (Цюрих), 1994 - защита кандидатской диссертации по философии - "Идеи К.Г. Юнга в теории и практике современного искусства".

 

Ссылки по теме:

Индивидуальный Философский Семинар

Введение первое

http://tinyurl.com/o4cjuks

Индивидуальный Философский Семинар

Введение второе

http://tinyurl.com/qxrc4aq

Ричардас Норвила – Философский Дневник (книга)

http://tinyurl.com/qhqype4

Ричардас Норвила – Психологическая страница

http://tinyurl.com/pbr3ux9

Мои проекты:

http://www.letov.ru/norvila.htm

Читайте также:

Материал может содержать рекламу. Информация о рекламодателе по ссылкам в статье.

  • Vadim Fris
    Мне нравится и близок этот подход. Хорошо было бы освоить на практике...
    Ответить
    2