Содержание
  1. Слова и понятия
  2. Чтение
  3. Счет и геометрия
  4. Познавательные способности
  5. Письмо и рисование
  6. Коммуникативные навыки

Начало нового учебного года буквально на носу, и, вероятно, сильнее всего перед грядущим 1 сентября волнуются родители первоклассников. Волнения эти по-своему оправданы: детям предстоит приступить к учебе, освоиться в новом коллективе, научиться ответственности, планированию и множеству других вещей. Чтобы вы могли оценить, насколько ваш ребенок к этому готов, и над какими моментами стоит поработать, мы составили список того, что он должен знать и уметь к 1 классу.

Слова и понятия

К 6-7-летнему возрасту у ребенка уже должна более-менее вырисовываться некоторая картина мира, в которой он должен уметь ориентироваться. В нее, в том числе, входит знание следующего:

  • Цвета.
  • Времена года, месяцы, дни недели, понятие о секундах, минутах и часах.
  • Животные, птицы и их детеныши.
  • Профессии.
  • Разновидности транспорта.
  • Овощи, фрукты и другие продукты.
  • «Право», «лево», «правая рука», «левая нога» и т.п.

Это понятия, которые рассматриваются в большом количестве детских книжек и развивающих игр, так что если с ребенком занимались — он, скорее всего, более-менее в них разбирается.

Чтение

К 1 классу ребенок уже должен уметь читать. Он должен знать, что такое буквы, слова и предложения, ассоциировать звуки с соответствующими буквами, читать по слогам простые тексты из детских книг. Конечно, в школе эти навыки будут укреплять и развивать, однако их базовая основа должна быть заложена еще в детсадовском возрасте.

Счет и геометрия

В возрасте 6-7 лет ребенок должен обладать и некоторыми математическими знаниями. Они также будут углубляться на школьных занятиях, но первоклассник должен уже уметь хотя бы следующее:

  • Считать до десяти в прямом и обратном порядке, иметь предоставление о том, как формируются числа больше 10 (пусть и ошибаясь в их счете).
  • Считать небольшое количество предметов (возможно, дотрагиваясь до каждого из них по очереди и называя цифры вслух).
  • Понимать базовые операции неравенства: «больше», «меньше», «равно» — и уметь применять их на практике.
  • Знать простые геометрические фигуры. Это квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и овал. Для ребенка, идущего в 1 класс, не должно быть сложным назвать эти фигуры и соотнести их по формам в развивающих игрушках.

Очень простым и удобным способом проверки математических и геометрических способностей ребенка является так называемый «графический диктант». Он может выполняться в разном формате: например, вы можете говорить ребенку, как рисовать линию (клетка вверх, клетка вправо, клетка вниз, клетка вправо, и так далее). Либо вы можете нарисовать определенную фигуру по клеточкам, и попросить ребенка ее повторить. Более сложный вариант — сделать из этой фигуры узор, то есть повторить несколько раз.

Познавательные способности

Все специалисты сходятся во мнении, что первые годы учебы детей в школе — это не столько приобретение знаний, сколько приобретение умений приобретать знания, пусть это и звучит как тавтология. Поэтому следующая группа навыков, вероятно, является даже более важной, чем все предыдущие:

  • Умение разгадывать загадки.
  • Умение находить лишнее в ряду или добавлять недостающее.
  • Умение выполнять несложные задания по заданному образцу без ошибок.
  • Умение выделять общий признак каких-либо предметов, выполнять их группировку.
  • Понимание простых причинно-следственных связей (зимой птицы летят на юг, потому что там тепло, а здесь холодно, и т.п.).
  • Умение придумывать рассказ по картинке, в принципе сочинять какие-нибудь истории, отвечать на вопросы законченными предложениями. Подобные навыки говорят, помимо прочего, о способности ребенка к концентрации.
  • Достаточно высокий уровень развития памяти. В таком возрасте ребенок должен запоминать 5-6 слов (без визуального сопровождения) или 9-10 картинок/предметов.

Другими словами, если ребенок умеет анализировать, размышлять, находить логику — то он быстро догонит сверстников даже в том случае, если по каким-то другим навыкам отстает. А если такие способности у него не очень выражены, то даже зазубренные названия цветов или буквы не станут для него пропуском к беспроблемной учебе.

Письмо и рисование

Непосредственно самому письму детей учат в школе — нет необходимости мучать их прописью еще во время хождения в садик. Однако уверенно держать в руке карандаш и ручку, рисовать простые геометрические фигуры и линии 6-7-летний ребенок уже должен уметь. В противном случае освоение письма дастся ему очень сложно.

Коммуникативные навыки

Об этом важном пункте почему-то часто забывают. Все говорят о том, то ребенок к 1 классу должен знать свое имя, имена и фамилии своих родителей, свой адрес и тому подобное, но очень редко речь заходит о том, что он должен уметь общаться с другими детьми. И это гораздо важнее знания отчества дедушки или точного названия маминой профессии.

Школьная пора — это очень важное время в жизни ребенка, в течение которого будет пройдена значительная часть его социализации. Поэтому крайне желательно, чтобы к 1 классу он уже имел большой опыт общения со сверстниками, не боялся и не стеснялся с ними общаться, обладал базовыми навыками разрешения конфликтов, и так далее. От комфортного вливания в классный коллектив зависит достаточно многое: как в контексте учебы, так и в плане развития социальных навыков и даже самооценки ребенка.

В завершение стоит отметить, что любое прожитое время — никогда не упущенное, потому что в течение этого времени многое происходило и многое было сделано. И если ваш ребенок по многим показателям не готов идти в школу, нет ничего страшного в том, чтобы отсрочить это событие на год. Ну а если по большинству факторов все в порядке — не переживайте понапрасну и радуйтесь вместе с ребенком его первому школьному звонку!

Рекомендованные статьи

Повышение зарплаты, равно как и продвижение по карьерной лестнице – это такая своеобразная игра для взрослых, где справедливости отводится вовсе не такая большая роль, как хотелось бы.

Работа