7 шагов к выбору профессии

Друзья! Меня зовут Эльмира Давыдова, я — профориентолог. 

В прошлой статье мы разобрали вопрос "Зачем выбирать профессию?". Советую её прочитать, перед тем, как приступить к изучению этого мануала. Выбрать профессию самостоятельно тяжело, но реально. Наверняка у многих из вас уже есть кое-какие мысли на этот счет. Но есть  и те, кто вообще не представляет что делать после школы, или куда деваться от уже полученной профессии или мучающей работы. Давайте всё разложим по полочкам и упорядочим мысли. 

Итак, если вы школьник и вы думаете о будущем (или вы родитель, стремящийся помочь выбрать ребенку правильную профессию); если вы уже студент, и вам не нравится то, что вы изучаете; если вы уже специалист и вам не нравится то, что вы делаете — эта инструкция для вас.

Это инструкция о том, как выбрать профессию.

как выбрать профессию

Вот вы и перед вами мир профессий. Их море, океан. Большинство из них вам бы не понравились. Но есть несколько, которые бы понравились. А среди них есть такие, которые были бы вам по силам. Таких профессий, которые вам по силам и по душе — несколько. Среди них тоже придется сделать селекцию.

Для такого выбора вам понадобятся следующие психологические инструменты:

  • воображение;
  • умение выбирать;
  • чувство реальности;
  • некоторая осведомленность о предметах и явлениях окружающего мира.

Шаг 1. Где работать

Где работать

Нужно выбрать тип компаний (мест), в которых бы вам хотелось находиться и делать что-то полезное ежедневно. Внимание: акцент на словах ДЕЛАТЬ ПОЛЕЗНОЕ и ЕЖЕДНЕВНО на протяжении нескольких лет.

Итак, места: школа, банк, конюшня, университет, больница, киностудия, завод, офис торговой компании, министерство, Государственная Дума, открытое море, детский сад, ресторан, театр, научная лаборатория, тюрьма, гостиница, офис IT-компании, офис издательства, ветеринарная клиника, лес, парк, сад, свиноферма, птицефабрика, баня, церковь, библиотека, театр, радио студия, телестудия, психологическая консультация, зоопарк, пещера, мастерская художника, мастерская по ремонту машин, цирк, улица города, ночной клуб, выставочный центр, музей, собственный особняк, магазин, строительная площадка, дизайн-студия, проектное бюро, поле боя, квартира, мясокомбинат, буровая установка...и т.д.

Внимание: пока вы не задавайтесь вопросом: кем вы тут будете. Просто выделите места, которые были бы вам приятны. Думая о ресторане — не попадайте в умственную ловушку — и не представляйте себе одних только официантов. Помните, что в ресторане есть и повар, и директор, и сомелье, и кладовщик. Другая ловушка в том, чтобы представлять себя там обедающим или ужинающим иногда. Выбирайте место, где бы вы хорошо себя чувствовали не иногда — а каждый день с утра до вечера несколько лет к ряду.

Я слышу возражение: «Ну, я же не пробовал! Как могу сказать?!» Вот тут вам понадобится воображение. Представьте себе запах места. Людей, их менталитет: о чем болит их душа, о чем говорят работники этого места. Представьте себя заходящим утром сюда и выходящим вечером отсюда. Представьте себе помещение ресторана. Если никогда не были — сходите в несколько — просто посмотреть и понюхать.

Постарайтесь выделить не больше пяти мест. Уж отсеките как-нибудь лишнее. Напишите в тетради — чем именно вас привлекают эти места. Пишите честно. Еще раз: включите память и воображение.

Если у кого-то нет ни памяти, ни воображения — это важный симптом, но о нём скажу позже.

Выделили пять? Ну, и хорошо. Пусть лежит список. Он нам скоро понадобится. Озаглавьте страницу «ГДЕ РАБОТАТЬ».

Шаг 2. Предметы (материалы)

Теперь выберите из предметов окружающего мира те, с которыми бы вы хотели производить действия — как умственные, так и физические. Внимание! Здесь вас ожидает такая умственная ловушка: вы можете не выбрать нравящийся вам предмет только потому, что вы считаете себя не талантливым или вы думаете, что, например, с помощью ПК можно только программировать, а вы не хотите быть программистом. Не попадайтесь в эту ловушку и честно выбирайте материал (предмет, с которым хотелось бы иметь дело).

Вот эти предметы: числа (много чисел), числовые задачи, логические задачи, документы, художественные тексты, картинки (все предметы, данные нам зрительно и красивые), приборы различного назначения (механика), приборы (электроника: роботы и пк), одежда, чертежи, продукты питания, человеческое тело (волосы, лицо, ногти, весь организм), деревянные доски, бревна, живое дерево и другие растения, молекулы и атомы, живые ткани, животные, вулканы, ледники, подводный мир, взрослые люди, дети, книги, кино, мультики, фотоаппараты, видеокамеры, камни, вода, огонь, духи, лекарства, посуда, ткани, автомобили, танки, самолеты и игральные карты, вертолеты, военная техника, бытовая химия, группы людей, организация, географические карты, государство....и т.д.

Все предметы мира вам не встречались, верно? Но благодаря семье и школе вы все же пробовали многое. О другом вы читали и, возможно, мечтали. Случается, что люди, не видевшие моря, мечтают о нем. Случается, что люди, не видевшие войны, мечтают воевать.

Эта, уже заполненная вами страница, называется «ПРЕДМЕТЫ (МАТЕРИАЛЫ)»

ШАГ 3. Действия с предметами.

предметы и действия с ними

Выбираем действия с выбранными предметами. С любыми предметами возможны такие действия: изучение, оценка, разработка, усовершенствование, ремонт, обслуживание, рассказ о нем, отражение его на видеокамере или фотоаппарате, продвижение и продажа, закупка, утилизация (уничтожение), организация вышеперечисленных процессов. Исключение составляют живые люди. К ним слово утилизация не относится.

На этой странице к выбранным предметам (ШАГ 2) вы подберете действия с выбранными предметами.

Пример. Если вы выбрали предмет «ОДЕЖДА», то какие действия с этим материалом (предметом) вы бы захотели совершать? Закупать? Это профессия — баер. Вы выбираете действие «обслуживать»? Тогда это профессия костюмер в театре или сотрудник гардероба у частного лица (актрисы, певицы или так называемой VIP- персоны). Если вы выбрали действие «фотографировать», значит, вы фэшн-фотограф. И так далее. Каждая из этих профессий имеет дело не только с одеждой, но и с другими объектами. Например, если вы баер, то вы должны уметь считать и составлять документы (договоры, инвойсы, счета-фактуры, накладные), общаться с людьми.

Если вы выбрали в качестве предмета текст, а действие — усовершенствования — то вы литературный редактор или корректор.

Вы выбрали не менее пяти объектов и подобрали действия к ним. Так?

Выпишите эти пары слов на отдельный лист и озаглавьте лист так: «ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ».

ШАГ 4. Корректируем список мест

корректируем список мест

Вы можете не знать, что делает технолог одежды или интернет-маркетолог или проектировщик зданий (вы путаете его с архитектором). Однако круг предметов сузился. И уже легче.

На этом шаге посмотрите в список МЕСТ, где бы вы хотели работать. Не нужно ли его теперь немного скорректировать? Скорректируйте. Что-то получилось. Стали ли вы понимать что-то дополнительное про мир вокруг себя?

До сих пор мы занимались вашими желаниями, верно?

А теперь займемся тем, что вы реально умеете делать. До какой степени хорошо вы это делаете. Держим в уме: «а хочу ли я делать это профессионально?».

ШАГ 5. Что я умею делать

Что я умею делать

Начнем с ваших рук. Что вы умеете делать руками?

Шить, вязать, вышивать, вырезать из бумаги и по дереву выжигать, готовить, рисовать, собирать мебель, разбирать приборы, убираться, гладить, работать инструментами, играть на музыкальном инструменте, лепить, делать массаж, стричь, выдавливать прыщи, вытаскивать занозы, бинтовать, паять... Что из этого получается у вас хорошо и что из этого вы делать любите, делаете с наслаждением? Можно ли помыслить, что что-то из этих действий с этими предметами станет для вас в центр профессии? Или все это хорошо для вас только в качестве хобби?

Ответ запишите на листке тетради и озаглавьте лист так: «ЧТО Я УМЕЮ ДЕЛАТЬ».

Счастливы люди, которые умеют делать руками красивые и полезные вещи. Например, вышивать или шить. Эти люди работают и руками, и головой. Хирург тоже работает руками и головой. И кондитер. И сантехник.

*подумайте на досуге, есть ли такие работы, где только руками работают, а голова вовсе не включается.

Это головорукие люди. Вы такой? Головорукий? Или вы не очень дружите с руками? Или дружите с руками, но руками не хотите зарабатывать и хотите зарабатывать головой? Большинство именно так и хочет. В этом случае вы, работающий головой, используете руки для работы с клавиатурой и для письма на бумаге.

Итак, действия и умения бывают не только ручные, но и умственные. Например, вычисления, анализ, проектирование, планирование, перевод и написание текста — это умственные действия и умения.

Вот и скажите себе:

  1. Каковы ваши отношения с техникой? Какие действия и умения вы успели осуществить и наработать с нею? Скажите вот прямо честно себе: вы ею интересуетесь, вам нравится читать о ней, чинить ее, разглядывать в магазине и проч. Что вы умеете и любите делать с нею (не руками и руками тоже)? Помните, что техника — это и автомобили, и фотоаппараты, и компьютеры, и многое другое. Нередко мне говорят: я играю на компьютере. Тогда я спрошу: вы хотите быть профессиональным геймером? Вот так всю жизнь играть и более ничего не делать?
  2. Каковы ваши отношения с растениями и животными? Замечаете ли вы их? Делали ли вы что-то с ними? Если тискали и гладили — значит, вы любите животных. Но что-то еще? Нет? Да?
  3. Каковы ваши отношения с детьми? Тянутся ли они к вам? Тянетесь ли вы к ним? Радуется ли ваше сердце, когда вы с ними что-либо делаете? Считаете ли вы это важным для себя?
  4. Каковы отношения со взрослыми людьми? Что вам доводилось с ними делать? Организовывать? Выступать перед ними? Учить их? Разбирать их ситуации?
  5. Что вы обычно читаете? Тематика может быть разнообразной и указывать на ваши интересы: психология, политика, искусство, машины, болезни, мода, наука и все, что есть на свете.
  6. Есть ли у вас опыты писания текстов? Получается ли у вас писать? В каком жанре вы пишете? Кто-нибудь давал положительные отзывы о ваших текстах? Отметки по сочинению не столько информативны в данном случае. Скажите, много ли вы сидите за книгой, текстом?
  7. Каковы отношения с чертежами, с цифрами, с числами? Получается ли у вас? Цепко ли ваше внимание к этому предмету? Кто и за что хвалил вас в этом деле?

* Внимание: очень важно то, с чем и каким образом вы играли в детстве. Игра — это серьезный способ постигать реальность: в игре видно: интроверт вы или экстраверт, креативны вы или нет, с какими предметами вам больше нравится иметь дело: с проводочками и железячками или с куклами и лентами, красками и карандашами, конструкторами....

ШАГ 6. Продуктивный и репродуктивный подход

Креативный ли вы

Поймем: Креативный ли вы? Сумеете ли вы творить? Посмеете ли?

Просто возьмите и нарисуйте крест на бумаге. И теперь попробуйте как можно больше создать на листке из этого вот самого крестика предметов. Дорисуйте. Получается или не идет? Это тест на креативность.

Просто представьте себе ветку дерева. И назовите 50 способов использования её. Можете? Значит, все в порядке и ваша креативная мысль не спит. Если сможете — вас ждет нормальное будущее. Вы не пропадете нигде.

Просто возьмите рифмы: петух-протух, старик — проник, бег-век. И попробуйте сочинить одно стихотворение на какую-то заданную тему, используя эти рифмы. Если сможете это задание выполнить за lдесять минут — у вас неслабая вербальная креативность. А это значит, что вы смогли бы работать с текстом, причем работать творчески.

Вообще-то что есть «творчество»? Это процесс создания чего-то такого, чего до сих пор не существовало. Если так понимать творчество, то творить можно с любым материалом, на любом материале. Можно творить словом, звуком, можно творчески выстроить бизнес-процесс, решить математическую или коммуникативную задачу и далее по всем объектам. Скажу страшную вещь: бывает, что художник — человек не творческий. Бывает, что актер человек не творческий. Ему скажут — он сделает. Встань тут, скажи громче. Он встанет. Он скажет. А учитель математики творец? Ответ: у него есть для этого материал. А будет ли он творить — это мы не знаем. Это его решение.

Вообще, творить или не творить — это ваше решение. Оно идет из глубины вашего естества и подкрепляется позволением: да, я позволю себе отсебятины. В общем, творчески можно ведь и с лестницы спуститься. И любое другое дело можно сделать творчески или делать как положено.

Стоит делать тонкое различение между тем, хотите ли вы творить или вы хотите быть в творческой атмосфере. Можно работать в творческом коллективе, но не в творческой профессии. Например, в кино есть «творцы» и есть те, кто организует творцам творческий процесс. Они (административная группа, продюсерская группа) не возделывают звук, текст и картинку. Но они тоже могут творчески оптимизировать свой бизнес-процесс и все будет у них быстро, удобно, ловко, никому не обидно — любо дорого смотреть.

Как вы хотите? Творить? Тогда скажите, на каком материале.

Не творить? Тогда снова скажите, с какими предметами вы бы хотели иметь дело и что с ними бы вы хотели делать.

Назовем эту установку подходом и скажем: есть продуктивный (творческий) подход и есть репродуктивный (повторяем уже известный способ действий — репродукция) подход.

ШАГ 7. Облако данных

Облако данных

Сейчас вам предстоит творческая задача: соединить ШАГИ: МЕСТО + ОБЪЕКТ (МАТЕРИАЛ) + ДЕЙСТВИЯ С ОБЪЕКТОМ + ПОДХОД (продуктивный или репродуктивный). Назовем это «облако данных».

Например, получилось так: Место: в офисе, магазине, банке, киностудии, море. Объекты: тексты и картинки, люди. Действия с объектами: исследование, помощь, просвещение, фотографирование, организация. Подход творческий. Что можно сказать про такое облако:

Можно предположить профессии: маркетолог-исследователь, маркетолог, продвигающий продукт, журналист (ТВ, фото, журнальный), баер, социолог, кинорежиссер, кинооператор. Каждый из них — с оговорками.

Итак, уверена, вы поняли, что выбрать профессию самостоятельно — нелегкий труд. Кроме того, отсутствие знания профессий и рынка труда будет для вас серьезной преградой. Тем не менее, вы смогли сформировать облако данных, пройдя все семь шагов. Вы смогли отвергнуть неподходящее. Далее, при выборе профессии, вы можете опираться на полученные данные. Но не стоит забывать, что это облако данных — ваш субъективный взгляд на самого себя. А ведь довольно важно знать про себя объективные вещи: учитывать ваш интеллект, энергетику и другие физические данные, ценности, интересы.

Что делать с облаком данных дальше?

что делать с облаком данных дальше

Есть три варианта:

1. Вы самостоятельно выбираете себе профессию, о которой так или иначе слышали или видели. Либо профессию, на которой настаивают родители или предлагают друзья. Вы обращаетесь к вашему облаку данных и примеряете на себя профессию, исходя из него. Такой способ вполне реален, но не исключает ошибок.

2. Вы можете, пройдя 7 шагов, отправить ваши ответы (облако данных) к нам в бесплатную консультацию сюда. Опытный профориентолог изучит его и постарается дать вам список максимально подходящих профессий. Этот способ более реальный. Но не стоит забывать, что он (профориентолог) вас не видит лично, и некоторые профессии могут вам абсолютно не подойти. Поэтому адекватно оценивайте собственные силы и возможности, изучая полученный список профессий.

3. Вы можете обратиться к нам в платную консультацию по профориентации взрослых или школьников. Чем поможет это облако данных в платной консультации? Оно может сократить время консультации. Но специалист, конечно, видя вас, делает ревизию и коррекцию данных, которые вы принесли. В завершение вы будете иметь ввиду не список профессий, а лишь одну, ту самую, которая будет вам по душе и по силам. И в ходе консультации, вы сами к этому придете. Вместе в консультантом вы производите селекцию из тех профессий, которые вам объективно подходят. Наконец, бесплатно мы подберем вам подходящее учебное заведение и, если это потребуется, поможем составить грамотное резюме (тоже бесплатно). Последнее выходит за временные рамки оплачиваемой консультации. Это бонус.

Какой бы вы способ ни выбрали, я желаю вам успехов в этом нелегком, но крайне важном деле. Работать приходится всю жизнь, так давайте же делать это с удовольствием!

Пишите в комментариях, с какими трудностями вы столкнулись, выбирая профессию себе или вашему ребенку, либо делитесь успешным опытом :)

 

Читайте так же:

Эльмира Давыдова

Комментарии

  • Амина Алиева
    Fg
    0
  • Soul Stage
    А изготовление из ветки сподручных средств, вроде удочки или рогатки засчитывается? А хвоя или листья с этой ветки, можно их в дело пустить? А если из этой ветки наделать колышков — то их ещё сотней способов можно применить. Или например на опилки ветку эту пустить, а опилки... или на уголь, золу и т. д. Такие преобразования подходят? Опять же можно придумать еще кучу примеров использования ветки не человеком, а для животными или насекомыми.

    Ну и сколько времени на такое задание отводится?

    А вообще, очень крутой сайт, спасибо!
    2
  • Вероника Сорокина
    Спасибо за статью! Удалось сделать некоторые открытия!
    2
  • Екатерина Марьянкова
    Спасибо за интересную и полезную статью! Теперь я немного больше верю в свои силы! Не думала, что получится составить список из 50 способов применения ветки дерева. И стихотворение удалось сочинить. Только с выбором профессии сложно - или у меня нету средств, чтобы получить данную профессию или не вижу возможности получить эту должность.
    2
  • Magomedov Ramazan
    Было бы хорошо, если бы чуть увеличили перечень мест работы и предметов.
    5
  • Natalia Berezovskaya
    Если вы выбрали в качестве предмета текст, а действие — усовершенствования — то вы литературный редактор или корректор.

    Мне кажется такой подход очень узким) Усовершенствование текста встречается как часть очень многих профессий.
    Никакая ведь деятельность не подразумевает выполнение только одного действия.
    Совершенствует текст не только редактор или корректор.
    Совершенствует текст филолог, пишущий научную статью - меня учили редактировать свой текст.
    Совершенствует текст журналист любого направления.
    Совершенствует текст учитель русского, исправляя ошибки и объясняя ученику, как надо писать.
    Совершенствует текст писатель, отсекая лишнее - это очевидно: из 100 написанных страниц может остаться всего три.
    Любой человек, чья деятельность сопряжена с текстом, с его написанием, совершенствует и редактирует его.

    7

Вам это будет интересно