Журналист данных (Data-журналист)

Журналист данных — это человек, который работает не с новостными поводами или явлениями, а использует сводки, отчеты, статистику цифр и другую справочную информацию. К открытию этого направления привело бурное развитие интернета и выкладывание в сеть массы статистических и других данных.

Где учиться на Журналиста данных

Особенности профессии

Чтобы оставаться успешными и читаемыми, современные СМИ не могут просто сообщать новости, так как источником стало слишком много. В ближайшем будущем журналисты будут получать гонорары не за публикацию каких-то новостей, а за обдумывание и «перевод» на общепонятный язык «сырой» информации.

Многие, особенно иностранные СМИ уже сейчас работают со статистическими показателями. Это явление получило название «журналистика данных».

Главной особенностью нового направления стал принцип построения материала не вокруг какой-то новости или явления, а вокруг справочного материала, статистических цифр, отчетов и сводок.

В дата-журналистике цифры говорят сами за себя, это главное. Так называемые data-журналисты не перелопачивают текстовый контент или потоки информации, а скурпулезно перерабатывают, накопленные государством, базы. Например, статистика, государственные контракты, бюджет.

Журналист данных – это скорее аналитик, ученый, не бегающий «по полям» в погоне за сенсацией, а пропускающий через себя сведения из баз данных, чтобы выудить хоть что-то значительное из непрерывно растущего вала информации.

Плюсы и минусы профессии

Главным недостатком направления работы СМИ стала слишком большая закрытость, как частного бизнеса, так и государственных структур. Второй недостаток – неумение российских журналистов работать с цифрами, анализировать статистику и т.д.

Обрабатывая даже самые точные статистические показатели, редакция может их исказить при выносе рекомендаций и выводов. Даже подбор изначальных цифр не остается нейтральным процессом, так как требуется вынести редакционное решение. А значит, в этом деле всегда нужно видеть четкую границу между расчетами и мнениями.

В этом направлении журналистской работы текст – не главное. Основное здесь – совершенно иная подача материала. Информацию из цифр трудно насытить эмоциями, но она намного более наглядна и здесь уже все держится на таланте инфографика. Благодаря его трудам один график или картинка могут стать намного более информативными или наглядными, чем многостраничный текст. И это несомненный плюс профессии.

Плюсы:

  • творческий статус работника;
  • путешествия;
  • часто свободный график работы;
  • доступ к закрытым источникам информации;
  • возможности для самореализации;
  • участие в мероприятиях с известными лицами.

Минусы:

  • ненормированный рабочий день;
  • психологические перегрузки;
  • нередки работы в режиме «аврал».

С развитием журналистики данных, государственные структуры стали более открытыми, их базы предоставляются для анализа журналистам.

Важные качества

В современных условиях все более увеличивающегося потока информации как никогда важно, чтобы журналисты разбирались в технике дата-журналистики. Она должна быть в пакете навыков сотрудника, будь то изучение теории, как работать непосредственно с данными или прямое сотрудничество с тем, кто умеет это делать.

Журналистика данных делает актуальной программу подготовки профессионалов-журналистов, владеющих всеми необходимыми инструментами и навыками, а также обязывает знать и понимать возможности визуализации информации. Овладев всем инструментарием, журналист будет уверенно создавать материал в разных форматах, самым сложным из которых остается инфографика.

Где учиться на Журналиста данных

В России нет специальных факультетов по дата-журналистике. Однако, Высшая школа экономики ввела магистерский курс «Журналистика данных», на который могут поступить выпускники бакалавриата журналистских специальностей.

Преобразование медиапространства стимулировало модернизацию старых и появление новых специальностей. В web-среде распространяется все большее количество машиночитаемых текстов, в том числе в виде данных, открытых для всех (Open data). Также получило распространение множество программ, позволяющих легко и быстро манипулировать значительным количеством разных типов информации.

Студенты Магистерской программы приобретут знания и навыки, которые помогут им добывать большие массивы информации, осуществлять их эффективный поиск, фильтрацию, обработку и анализ для последующего оформления полученных выводов в виде интересного текста или инфографики.

В обучение входит получение навыков в организации стартапов в медийной сфере на открытых данных.

Место работы

Специалисты в области журналистики данных в ближайшее время будут востребованы в каждом крупном издании, будь оно бумажное и интернет-издание. Причем, востребованы они будут и в России, и за рубежом.

Успешных стартапов много и следует понимать, что дата-журналистика находится на пересечении двух важных направлений — собственно журналистики, представители которой точно знают, что нужно читателю, способны ясно отражать все, что необходимо аудитории. С другой стороны — это технологические моменты, которые основаны на навыках программирования, работе с базами данных, малыми и большими открытыми данными и др.

Все темы, находящиеся  на стыке, становятся не только направлением профессионального развития, но и тематиками новых стартапов и коммерческих проектов.

Оплата труда

Диапазон зарплат на 19.09.2017

Москва 30000—80000 р.
Россия 20000—60000 р.

Наиболее распространенная оплата труда журналиста:

  • фиксированная (повременная);
  • гонорарная – сдельная.

Каждая оплата может применяться в зависимости от редакционной политики. Чаще всего, СМИ используют и ту, и другую системы одновременно. Штатные работники получают оклад и гонорары за подготовленные материалы.

Критериями качества труда журналиста считаются:

  • креативность;
  • эксклюзивность;
  • оперативность;
  • актуальность;
  • инициативность по  разработке темы;
  • глубина раскрытия темы;
  • интересность;
  • важность поднятого вопроса;
  • легкая читаемость текста;
  • качество фотоснимков;
  • стиль написания.

Карьера

Карьера журналиста чаще начинается с внештатного корреспондента, затем редактор рубрики, начальника отдела, выпускающий редактор. Вершина карьеры – главный редактор СМИ.

Сначала журналист данных работает на имя, а вскоре имя начинает работать на него. Карьерная лестница может стать совершенно иной. Все зависит от амбициозности  и таланта специалиста.

Профессиональные знания

Специалист в области журналистики данных должен  обладать  аналитическим мышлением, навыками математического и статистического анализа и умением обрабатывать полученные цифры. Журналист обязан владеть программами:

  • Excel;
  • Google Docs;
  • IBM ManyEyes;
  • Wordle;
  • Planning Tools от Google;
  • Office Reports

Однако, в России пока единицы журналистов обладают умением, необходимым для работы в этой области. А такие сотрудники редакций должны уметь прекрасно работать с материалами и ориентироваться в них с завязанными глазами.

Есть техническая статистика, а есть мастера художественного слова. Журналистика данных объединяет их и словно наводит между ними мосты.

А какая профессия подходит Вам? Обратитесь за помощью к профессионалу

Профориентация для взрослых: поменять профессию взрослому или уточнить направление движения в профессиональной жизни.

Профориентация для школьников: кем стать после школы, какую профессию выбрать?

Профориентация детей от 6 до 12 лет: диагностика, выявление способностей школьников.


Комментарии

войти, используя

Здесь пока никто ничего не написал. Будьте первыми!

Похожие статьи

Верстальщик HTML (HTML-верстальщик)

Верстальщик HTML (HTML-верстальщик) HTML-верстальщик – это специалист, выполняющий вёрстку web-страниц. Другими словами, он создаёт HTML-шаблон для web-сайта с использованием знаний HTML-кода и всех особенностей стиля и графического оформления.

Литературный критик

Литературный критик Литературный критик — это человек, который занимается изучением и анализом всех видов литературных произведений. Критик знакомится с произведением, изучает его, после чего дает всестороннюю оценку.

Web-аналитик (Веб-аналитик)

Web-аналитик (Веб-аналитик) Веб-аналитик — специалист в сфере IT, который занимается сбором и анализом различной информации о посетителях сайта с целью повышения эффективности веб-ресурса.

От первого лица: Киножурналист

От первого лица: Киножурналист Во многом доверие к киножурналистике, подорвали руководители телеканалов и радиостанций безжалостно вышвырнув из эфира программы о кино.

Другие профессии в разделе «СМИ, издательство, полиграфия»