Менеджер по продажам

Менеджер по продажам чаще всего работает с оптовыми покупателями. Но есть и другие варианты профессии.

Менеджер по продажам


Особенности профессии

У менеджера по продажам есть и другие названия: сейлз-менеджер, продажник, оптовый менеджер и пр.
Как бы то ни было, суть его работы – реализация товара или услуги.

В отличие от продавца в магазине, менеджер по продажам чаще всего работает с оптовыми покупателями. Иными словами, помогает своей фирме – производителю или крупному оптовику – продать товар другим организациям: розничным магазинам, производствам, ресторанам, клиникам и пр.
Однако продажник, работающий с дорогостоящим товаром или с товаром, требующим индивидуальной комплектации и расчетов, также называется менеджером по продажам.
Например, в компаниях, специализирующихся на установке пластиковых окон, менеджеры работают с клиентами, желающими остеклить окна у себя дома (т.е. с розничными покупателями).

Продажники торгуют и потребительскими товарами, и различными услугами, и продукцией промышленного назначения.
Торгуя потребительскими товарами, менеджер обычно имеет дело с  магазинами. Они  делают оптовые закупки продуктов, одежды и пр.,  чтобы затем продавать товар по розничной цене.
Продукцию промышленного назначения закупают предприятия. Например, работая на заводе по производству пластиковых гранул, продажник ищет покупателей среди компаний, которым такие гранулы нужны для изготовления пластмассовых тазов, стульев и т.п.  
Менеджеры, торгующие услугами, работают в сфере туризма, индустрии развлечений, медицины, рекламы, подбора персонала и пр.

Формы привлечения клиентов тоже могут быть разными.
Как правило, менеджеры занимаются активными продажами, т.е. сами ищут потенциальных покупателей или потребителей услуг. Они обзванивают руководителей по закупкам, предлагают им товар или услуги своей фирмы, рассылают предложения по почте или мейлу. Перепиской и телефонными беседами процесс не ограничивается. Заинтересованному клиенту помимо цены нужны другие подробности: качество товара,  его свойства, наличие сертификатов, внешний вид и пр. И менеджер даёт все необходимые сведения, а если нужно, демонстрирует товар.
В некоторых компаниях продажник поиском клиентов не занимается, а работает с теми, кто приходит по рекламе.

Каким бы путём ни привлекались клиенты и чем бы ни торговал менеджер, для успешной работы он должен знать о товаре или услуге всё. Невозможно продать партию кондиционеров, если не знаешь, какова их мощность, на какие помещения они рассчитаны,  какие у них недостатки и чем они лучше кондиционеров других фирм.
Чтобы успешно продвигать  товар, менеджеру приходится досконально изучать свой профильный рынок: есть ли конкуренты, кто является потенциальным покупателем, какие требования этот покупатель предъявляет к товару.  

Когда клиент готов к сделке, менеджер оформляет договор, в котором подробно прописываются все условия и взаимные обязательства.
Затем тщательно отслеживает выполнение договора. Если, скажем, клиент из соседнего города заказал тонну кирпичей к 15 марта, менеджер по продажам следит, чтобы 14 марта кирпич был загружен в грузовик и доставлен в назначенное место в назначенный час.

Всё время менеджер поддерживает связь с клиентом, в случае какого-то недовольства с его стороны, исправляет недочёты. Всё делается для того, чтобы клиент обратился в фирму снова. Общаясь с клиентами, менеджер также выясняет в подробностях их отношение к товару, их новые запросы. Он интересуется новыми тенденциями, новыми технологиями, которые то и дело появляются на рынке и стремительно его меняют. Быстрее всего эти процессы происходят в мире моды и в мире электронных технологий. Но и другие отрасли не дают специалисту расслабиться – так что менеджер по продажам всегда начеку. Он не только изучает маркетинг и технологии продаж, настоящий продажник читает отраслевые журналы, ходит по отраслевым выставкам и живо интересуется всеми новинками. А если замечает падение спроса на какой-то товар, выясняет причины.Чем лучше менеджер знает отрасль, для которой работает, тем легче ему ориентироваться в изменениях спроса.

Для клиента менеджер по продажам – это олицетворение фирмы. И если он работает хорошо, клиенты привыкают к нему. Бывает, что менеджер по какой-то причине уходит в другую фирму того же профиля, а вслед за ним отправляются и его клиенты. Это профессиональный успех, и он возможен, только если клиенты менеджеру доверяют, если им не приходится нервничать по поводу сроков поставки, комплектации заказа и т.п.

А вот самому менеджеру-продажнику четкая работа может стоить немалых нервов. Во-первых, изначальный поиск клиентов требует усилий и даже некоторого мужества. Зарплата менеджера зависит от количества сделок, но прежде чем заключить одну сделку, приходится получить несколько отказов, а это всегда неприятно.
Работа над исполнением договора тоже может оказаться настоящим испытанием для впечатлительного человека. Чем больше людей участвует в процессе, тем труднее избежать накладок. Например, уже упомянутая машина с кирпичом может сломаться в пути. Или кирпич могут загрузить не того сорта. Или грузоподъёмность  у машины меньше, чем рассчитывал менеджер. Или…
В такой работе всегда найдётся повод для переживаний.
Однако хороший менеджер по продажам – чрезвычайно ценный специалист, он необходим практически в любой компании – от целлюлозного комбината до фирмы по веб-дизайну. Потому что мало произвести товар, нужно, чтобы его купили. От умений менеджера по продажам зависит прибыль компании, как и его собственные доходы.

Рабочее место

Менеджер по продажам может работать в отделе продаж или в отделе сбыта на предприятии абсолютно любого профиля. В небольшой компании отдел продаж может состоять из одного менеджера. В крупных компаниях таких специалистов  может быть несколько. Они работают под руководством начальника отдела продаж. Его должность – следующая ступень в карьере рядового менеджера.

Важные качества

Профессия менеджер по продажам предполагает организаторские способности, эрудицию, аналитическое мышление,  способность к обучению и переобучению, коммуникабельность, умение выстраивать доброжелательные деловые отношения, грамотную речь, уверенность в себе, ответственность и организованность.

Знания и навыки

Главное умение, которым должен владеть менеджер по продажам, – умение продавать. Он должен хорошо знать свой профильный рынок, своих конкурентов и потенциальных клиентов, знать тенденции рынка. Для работы с некоторыми товарами и услугами требуется знание отраслевых технологий. Например, для торговли рекламными площадями, нужно знать технологию и законы рекламного рынка. Для торговли запчастями автомобилей – разбираться в автомобилях.

Где учат

Некоторые работодатели проводят обучение менеджеров по продажам самостоятельно.
Также существуют специальные курсы, тренинги, на которых можно получить необходимые знания.
Обучение на курсах даёт результаты, если есть образовательная база.
Обычно работодатели хотят видеть в качестве продажника человека с высшим образованием – независимо от профиля. Успешно торговать может и выпускник факультета торговли,  и дипломированный инженер.
 

  • Автор: Рина Цветкова

Подходит ли вам эта профессия? Вам ответит специалист по профориентации школьников и взрослых.

Комментарии (1)
  • Артём 24 мая 2012
    0
    А, клёво

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи

Другие профессии в категории «Торговля»